Меню
16+

Администрация города Кадникова

Администрация города Кадникова

Вологодская область/Сокольский район/г. Кадников
Официальный сайт
20 сентября 2017, ср 2017.09.20 08:35:29

Администрация города Кадникова

Официальный сайт
270

О муниципалитете

Краткая информация о муниципальном образовании, фото, видео

История

Историческая справка

Николаевский собор, воздвигнутый в 1802 году.
На горе красивый Кадников стоит,
С древних пор кадушкой город знаменит.
И даже герб городской
Украшает кадка со смолой.
На серебряном поле стоит,
Быть богатым городу велит.

А. Макурина

Кадников – старинный уездный город Русского Севера. Это один из самых маленьких городов России, известный своей неповторимой историей и культурой. Именно богатое историко-культурное наследие и легло в основу возрождения города в наши дни.

Первое упоминание о будущем городе относится к 1492 году. К этому времени в 7 верстах от Кадникова находился созданный в 1426г. Лопотов – Богородицкий монастырь, основанный Григорием Пельшемским на р.Пельшме. Сохранилась Грамота Московского митрополита Зосимы, выданная Григорию Мочалову, которому было даровано право на владение Кадниковской пустошью в Вологодском уезде.

Естественным следствием лесной глуши и не заселенности края были разбои. Воспоминания об этом сохранились среди населения, и с разбойниками связано объяснение некоторых местных названий. За р.Пельшмой на Михалевом болоте есть песчаный холм называемый Федосовым. Здесь, по преданию, жил атаман шайки Федос, имевший обширный двор с ямами и погребами, куда складывалось награбленное добро. Дорога к Федосову холму проходит через лес, называемый Погиблым, т.к. здесь находили трупы убитых разбойниками людей. С рассказами о разбойниках, лихих злодеях связывается название д.Лихинино в 6 км. от Кадникова, д.Ножевница – в 2 км. от него и местности Черепаниха по дороге к деревням Лисья Гора и Теньково.

В XVI столетии через данную местность пролегал торговый путь из Архангельска в Москву, что способствовало оживлению и расширению торговли края, зарождению купечества. Никто из направлявшихся в столицу или на Север не миновал Кадникова. Немало известных исторических деятелей останавливалось здесь. Среди них имена основателя старообрядчества протопопа Аввакума (1664г.), императора Петра I (1693, 1694гг.), великого русского ученого Михаила Ломоносова (1730г.), царя-освободителя Александр II (1858г.).

В 1702 году, благодаря появлению почтовой станции и двух церквей, деревня Кадниково стала селом. Жизнь требовала иного административного деления. По указу императрицы Екатерины II 25 января 1780г. Кадниково было преобразовано в уездный город Кадников. Жителей тогда было около 700 человек, домов — 80. На утвержденном гербе города было увековечено его древнее название, происходящее от наименования деревянной посуды кадки (кади – под капусту, кадки – под губину, кадушки – под воду, квас, кадцы – под паренину, бруснику, кадни – под соленину, ушаты – под щёлок, шайки – в баню ходить, лохани – под помои).

Когда возникла необходимость учреждения уездного города, у властей выбор колебался между торговым центром Устьем и д. Кадниковой. Но устьяне сумели так угостить чиновников сигом и вином и так убедительно просили не учреждать города у них, что выбор властей пал на Кадников, тем более, что здесь уже стояла воинская команда.

Кадниковцы указу об учреждении у них города воспротивились. Они решительно отказались от выбора бургомистра и ратманов, заявляя, что хотят остаться земледельцами. Однако город был учреждён: выборы состоялись, магистрат был открыт, а кадниковцы поневоле сделались горожанами. Так началась жизнь Кадникова как города.

Весь город был разделен на 30 кварталов, из них отведено в пользование горожан под постройки и огороды 24 полных квартала и 6 полукварталов. В городе было 12 улиц, которые до революции 1917 года носили другие названия (улица Политическая – Новая, Красная – Галкинская, Октябрьская – Старомещанская, М.Горького – Александровская, К.Маркса – Садовая, Лассаля – Никольская, Володарского – Богоявленская, Коммунистов – Вологодская, Р.Люксембург — Соборная, Пушкинская – Грязовецкая, Красноармейская – Кубенская, Советская – Дворянская).

В центре Кадникова построен большой двухэтажный каменный дом, в котором располагалось полицейское управление, казначейство и часть тюрьмы. Этот дом существует и сегодня.

Почти все постройки города мелкие, деревянные. В 1912 г. из 389 домов было 13 каменных, двухэтажных домов было только 24.

Первым бургомистром, начальником города, был избран Иван Григорьев. С середины XIX в. должность бургомистра была упразднена, и правитель города стал называться городским головою. Голова избирался на 3 года из числа гласных городской думы, т.е. из лиц, имевших право голоса. Гласными могли быть только жители, имевшие в городе недвижимую собственность. Всего с 1852г по 1917г. в городе сменилось 14 городских голов. Первым был Иван Степанович Слугинов, последним — Павел Валентинович Котомин.

Уездный город Кадников стал центром обширного Кадниковского уезда, включавшего 49 волостей, 1900 населенных пунктов. Территория уезда включала в свой состав пять современных районов Вологодской области (Сокольский, Усть-Кубинский, Харовский, Вожегодский, Сямженский) и Коношский район Архангельской области. До образования Кадниковского уезда все его волости входили в состав Вологодского уезда Архангельской губернии.

Территория Кадниковского уезда составляла 10 тыс.кв.верст или 17385 кв.км., протяженность его с севера на юг по прямой составляла 180 км., с запада на восток – 138 км. При таких расстояниях и при большом количестве волостей, с числом сел и деревень до 1900, с населением приблизительно до 200 тыс. человек (по переписи 1897г. – 188201 человек) Кадников, как административный центр, оказался в очень невыгодных условиях. Он находился на самом южном краю уезда в 6 км. от границы с соседним Вологодским уездом. Расстояние от многих деревень до города измерялось в 150 – 225 км. Хороших путей сообщения с волостями ни водных, ни сухопутных город не имел. Дороги были в неудовлетворительном состоянии. Правда, на всех реках и широких ручьях по трактовым дорогам были сооружены мосты. На больших реках, где устройство мостов было дорого, а движение не так развито, были устроены бесплатные паромы в количестве 28 на весь уезд.

Промышленности в Кадникове почти не было, если не считать небольшого кирпичного завода и небольшой хлебопекарни. Некоторое время существовал небольшой свечносальный завод. С развитием маслоделия был построен механический паровой маслодельный завод Слугиновых. После большого пожара в 1901г. завод закрылся.

С 1910 г. по 1927 г. работала мукомольная мельница с нефтяным двигателем. С ее появлением были постепенно уничтожены все ветряные мельницы в окрестностях города.

22 июня 1835г. в г. Кадникове было открыто первое приходское училище для мальчиков, а через 3 года и для девочек. В 1915г. была открыта гимназия. Первая общедоступная библиотека была открыта земством в 1887г. В год столетнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина была открыта вторая библиотека – читальня «Пушкинская». Земская почта была открыта 11 марта 1871г., а в 1874г. начал работать телеграф.

Уличное освещение появилось в городе в 1867 г. на освещение города уличными фонарями в этом году было отпущено 75 рублей. Фонари устанавливались по углам центральных кварталов и площади. В 1911г. были собраны с торговцев деньги на установку в центре города 5 керосино-кальных фонарей. Они оживили центральную часть города, а окраины оставались пребывать в темноте.

До 1900г. Кадников не имел постоянной сцены для спектаклей. Изредка они устраивались в солдатских казармах. Постоянная сцена появилась, когда Ю.М.Зубов пожертвовал здание для театра.

В период XIX – начала XX столетий Кадников переживал время культурного и экономического подъёма. Архитектурный облик Кадникова характерен для многих русских купеческих городов XIX века. И своим развитием Кадников обязан данному торгово-промышленному сословию — купечеству. Его застройку до сих пор определяют добротные и сейчас дома-особняки, построенные местными купцами. Купцы Слугиновы, Флягины, Решетовы, Беляев, Малафеев, Шананин многое сделали для благоустройства города, развития в нем торговли, строительства, образования и культуры. На средства купечества открывались культурные учреждения, были построены постоялые дворы, трактиры, лавки, чайные. Двухэтажными каменными и деревянными особняками были застроены Соборная и Садовая — центральные улицы. Кадников, за исключением окраин, сохранил свой исторический облик, красоту, дух той, уже такой далёкой эпохи.

Наш город славился проходившими в нём ярмарками, наиболее крупная из которых – Петровская. С давних времён она проходила в Лопотов-Богородицком монастыре, а 1820 году, по просьбе кадниковских граждан, была переведена в г.Кадников. Петровскою же называлась потому, что проходила перед днём святых апостолов Петра и Павла.

Данная ярмарка была возрождена одной из первых на территории Вологодской области. Первая попытка возрождения ярмарки была сделана ещё в 1992 году, когда отмечался 500-летний юбилей с даты первого упоминания поселения Кадниково. Официально Петровская ярмарка была возобновлена в 1994 году, и ежегодно проходит в Кадникове в июле.

Будучи уездным городом, Кадников не мог ни быть примером для других населенных пунктов своего уезда в освоении еще нового по тем временам благоустройства территории – садово – паркового искусства. Украшением города являются историко-культурные памятники природы: Александровский и Пушкинский сады. Первый заложен 16 июня 1858 года в честь проезда царя Александра II, второй – в мае 1899 году учениками городского училища к столетнему юбилею А.С.Пушкина. Ко дню празднования юбилея в саду был поставлен чугунный бюст поэта, автором которого является известный русский скульптор И.П.Витали.

Особый отпечаток на размеренную жизнь города наложила активная деятельность политических ссыльных, которые открывали библиотеки, участвовали в постановках спектаклей, давали уроки, вели исследовательскую краеведческую работу, занимались фотографией и различными ремеслами. В Кадникове в различные годы в конце XIX начале XX веков отбывали ссылку П.Л.Лавров, Н.А.Иваницкий, Н.Я.Данилевский, Н.В.Щелгунов, Н.Н.Ляшко, В.Н.Подбельский, П.Г.Смидович.

Как ни мал город, он все же дал стране немало талантливых людей, проявивших себя в области науки и искусства. Среди них поэт Василий Иванович Красов (1810 – 1854), сын соборного протоиерея. После окончания Вологодской духовной семинарии учился в Московском университете, который окончил в 1835г. попал в кружок Станкевича. После окончания университета был преподавателем в Черниговской гимназии, а затем возглавил профессорскую кафедру по русской литературе в Киевском университете.

Сценический деятель Юлий Михайлович Зубов (1832 – 1923), статский советник со старшинством, кавалер многих орденов, человек, много сделавший для экономического и культурного развития края, был в конце XIX – начале XX веков видным общественным деятелем. Служил мировым посредником и мировым судьей; был земским начальником и одновременно членом Училищного Совета, Комиссий по народному образованию, крестьянским делам и воинской повинности, Председателем Общества трезвости; являлся попечителем уездных земских училищ, больниц и богаделен; в течение 40 лет был гласным Вологодского губернского земства и в конце жизни Предводителем Кадниковского уездного дворянства. По его инициативе в г. Кадникове была открыта бесплатная народная библиотека-читальня, названная Пушкинской, и организована первая всеобщая перепись населения, он руководил рекрутским набором. Он много раз бывал за границей, увлекался воздухоплаванием, принимал участие в экспедициях по рекам Русского Севера (для разведки водных путей в Среднюю Азию), писал научные работы, писал поэмы и стихи.

Зубовы были в свойстве с А.С.Пушкиным, что наложило отпечаток на многие стороны их жизни.

В 1899 году Ю.М.Зубов построил в г.Кадникове зимний театр на 240 мест или, как его называли, «Народную аудиторию». В помещении театра располагались также типография и театральная библиотека. Большая часть спектаклей была благотворительной: в пользу Красного Креста, пожарной команды, столовой женской прогимназии для бедных учениц и др. Театр просуществовал 20 лет, сыграв важную роль в сфере духовного развития жителей вологодской провинции. Важным аспектом в деятельности Юлия Михайловича является выявление и поддержка ярких талантов в народной среде. Благодаря его усилиям, получил достойное образование в Академии художеств, став народным художником СССР, одним из основоположников советской иллюстрированной литературы для детей — профессор А.Ф. Пахомов.

Николай Александрович Иваницкий (1847 — 1899) прожил в Кадникове около 9 лет. Именно здесь у него значительно возрос интерес к вологодскому фольклору и этнографии. Были составлены два рукописных сборника: «Загадки, записанные в Вологодской губернии Н.А. Иваницким» и «Пословицы и поговорки Вологодской губернии, собранные Н.А. Иваницким», хранящиеся в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук. В это же время Иваницкий вёл и большую просветительную работу; так по его инициативе в Кадникове создаётся первая общедоступная библиотека.

Ученый-языковед Прокопий Александрович Дилакторский (1862 – 1910), уроженец г.Кадникова, основатель в г.Вологде публичной библиотеки, создатель справочника «Вологжане-писатели», вышедшего в 1900 году. Несколько лет Прокопий Александрович собирал материалы для словаря писателей, уроженцев Вологодской области. Уже после смерти Дилакторского, в 1911 году Вологодское общество изучения Северного края приобрело весь литературный архив Прокопия Александровича и выпустило в свет его новую работу «Указатель литературы по Северному краю», насчитывающий 5073 названия статей и книг.

Сергей Александрович Дилакторский (1858 — 1920), титулярный советник со старшинством, не мало потрудился на благо Кадниковского уезда. Кроме земской деятельности он был хорошим этнографом. Его творческое наследие включает такие работы как: «Свадебный день в Кадниковском уезде», «Канун свадебного дня в Троичине», «Пастушьи заговоры Кадниковского уезда», «Очерк суеверия о домовом в среде простонародья Кадниковского уезда» и другие.

Годы юности ботаника Ивана Александровича Перфильева (1882-1942) прошли в Кадникове. Он прошёл тернистый путь от самоучки-любителя, гербаризатора вологодских растений, до учёного ботаника, доктора биологических наук, призванного флориста Севера. Первая научная работа Перфильева называлась «Флора окрестностей города Кадникова», а двухтомный труд Перфильева «Флора северного края» является прекрасным определителем растений.

Творчество Алексея Фёдоровича Пахомова (1900-1973), профессора, заслуженного деятеля искусств, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, относится к лучшим достижениям отечественной графики и живописи XX века.

Мастер виртуозно владел различными материалами. Работы тушью и акварелью, пером и кистью соседствовали с блистательными рисунками графитным карандашом. Его достижения выходят за рамки отечественного искусства и становятся в ряд выдающихся творений мировой графики. Станковые и книжные работы Пахомова, посвящённые детям, относятся к выдающимся успехам в этой области. А.Ф.Пахомов, один из основоположников советской детской иллюстрированной литературы, внёс в неё глубокое и индивидуализированное изображение ребёнка.

С Кадниковом тесно связано имя композитора Валерия Гаврилина (1939-1999). Валерий Александрович родился 17 августа 1939 года, но волею судьбы не в Кадникове, а в Вологде, куда мать уехала в гости к сестре и маленький Валера появился на свет в вологодском роддоме, поэтому и в свидетельстве местом рождения значится Вологда, а по сути дела с самого рождения он жил в Кадникове, затем была д.Перхурьево Вологодского района, а потом д/дом в Вологде.

Ещё в студенческие годы создал ряд оркестровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Позже им были написаны вокальные циклы две «Немецкие тетради» на слова Г.Гейне, «Русская тетрадь» на народные тексты (1965), удостоенная в 1967 году Государственной премии РСФСР им.Глинки.

Среди других сочинений Гаврилина – оперы, оратории. Так А.П.Чехов подтолкнул его к созданию балетной сюиты «Анюта», а произведение В.М.Шукшина легло в основу оратории «Перезвоны». Прекрасная и неповторимая музыка «Перезвонов» была удостоена Госпремии СССР в 1985 году.

Творчество В.А.Гаврилина – живое воплощение бессмертных традиций русской культуры. Его сочинения заняли достойное место в ряду классических произведений XX века, стали национальным достоянием России, и кадниковцы трепетно хранят память о своём земляке.

Вот такую оценку в деле развития города дал наш земляк – писатель Александр Романов: «Да, мал Кадников, но сколько с ним связано исторических и литературных судеб… В ком-то он отозвался лишь тоской захолустья, а в ком-то засветился чистым светом белоствольных берез и вызвал в душе страстные порывы к добру и лучшей жизни, толкнул к научному поиску».

Кадниковская земля, как культурно-историческая зона, являет собой глубокий пласт духовной и материальной культуры, которая складывалась столетиями. Русская православная церковь всегда играла важную роль в истории нашей страны. Во время смут мирила враждующих, в годы бедствий и вражеских нашествий занимала патриотические позиции. Православные монастыри и храмы, выступавшие за центральную сильную власть, сыграли важную роль в основании и становлении Русского государства. Их основателями являются северорусские святые, на нашей земле это преподобный Григорий Пельшемский, который на реке Пельшме в 1426г. основал Лопотов-Богородицкий монастырь. Именно в честь основателя он был назван Лопотовым, а Богородицким – по главному храму обители во имя Собора Богоматери. Обитель Григория Пельшемского при непрестанных его трудах, процветала смирением, братолюбием и не стяжательством. В XIX веке в библиотеке монастыря было до 140 наименований разных книг, в том числе, 2 старопечатных. Со дня основания обители в 1426 году и по 1876 год сменилось 65 настоятелей монастыря. Было 40 игуменов, т.к. до 1764 года настоятельство было игуменское, и 25 строителей, т.к. с 1764 года настоятельство было строительское. В 1917 году Лопотов Богородицкий монастырь был закрыт. В разных местах монастырю принадлежали 5 часовен, одна из которых расположена в г.Кадникове на ул.Коммунистов, построенная в 1862 году с разрешения Св.Синода и бывшая на иждивении кадниковского мещанина Евгения Фёдоровича Четверухина.

За 230 — летнюю историю существования города в Кадникове сохранились памятники церковной архитектуры. Один из них – Николаевский собор.

Николаевский холодный, каменный собор, с пристроенною к нему колокольнею, воздвигнутый в 1802 году по Именному Высочайшему повелению императрицы Екатерины II на деньги, отпущенные из казны, был освящён местным протоиреем 26 октября того же года во имя Святителя Николая Мерликийского Чудотворца. В 1811 году Преосвященным Евгением, Епископом Вологодским и Устюгским, впоследствии, ставшим митрополитом Киевским, была выдана грамота на построение усердием граждан тёплого, каменного Кадниковского собора, во имя Богоявления Господня, с приделами во имя Успения Божией Матери и Преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, который и был освящён Преосвящённым Онисифором в 1814 году.

К собору приписаны две церкви: Димитровская кладбищенская с приделом Св.Великомученика Георгия Победоносца, построенная в 1826 году тщанием прихожан, и Тюремная Богородицкая Всех Скорбящих Радость, воздвигнутая в 1838 году усердием вологодского чиновника Г.И.Протопопова и освящённая в 1841 году.

В 3-х километрах от Кадникова на одном из холмов историко-ландшафтного комплекса Лисьи горы, являющегося мелким фрагментом сохранившейся на территории Сокольского района Оларёвской гряды, которая представляет собой следы Валдайского оледенения, завершившегося около 10 тысяч лет назад, расположен Ильинский храм.

История Ильинского храма имеет глубокие корни, которые уходят в далёкий XVII век. Первое упоминание о месте, где ныне расположен Ильинский храм, относится к 1631 году. В названном году на этом месте уже существовало кладбище и на нём 3 деревянных храма: святого пророка Ильи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова; и святых мучеников Фрола и Лавра. Когда и по какой причине эти храмы были упразднены – неизвестно, предположительно, от пожара. Впоследствии был отстроен один величественный (белокаменный двухэтажный о пяти главах в одной связи с такою же колокольней) храм, освящённый в 1776 году, который с небольшими изменениями сохранился до нашего времени.

С конца 1937 года по 1945 год Ильинский храм был закрыт. В 1941 году власти разместили в храме архив Карельского НКВД. В 1944 году архив вывезли, и в 1945 году храм Ильи Пророка был открыт. Он остался таким, каким был. Внутреннее убранство, основная часть ценностей (иконостасы, престолы, иконы, библиотека и прочая утварь) сохранилась полностью.

В 400 метрах от храма сохранился до наших дней Ильинский колодец, согласно легенде он был выкопан более 200 лет назад двумя проходившими мимо монахами. Практически каждый, кто посетил данное место, даже далёкий от веры или христианских обычаев, не покидает его, не набрав святой воды.

Также около д.Холмина когда-то была часовня Иоанна Предтечи. По старинному преданию шли люди к данному источнику со всех волостей, и зимой и летом. Славилась вода своей целебной силой во все времена. Старый ли захворает, малый ли, идут за водицей. Говорят, что и предсказать могла. Если брызнуть ею на икону: если быстро водичка стечёт – жить больному, если медленно – близка кончина.

По мнению профессора А.В.Камкина, «воссоздание полнокровной истории крестьянства невозможно при недооценке или исключении из неё церкви. Будучи единым иерархически централизованным организмом, церковь, вместе с тем, была, как бы растворена в народе, она была деятельным соучастником крестьянской жизни». История каждого прихода — одна из примечательных глав обширного летописного свода, как церковной истории, так и истории нашего края в целом.

География

Географическая справка

Карта города Кадникова.
Город расположен на заболоченной Присухонской низине, на берегу реки Содимы (приток Сухоны), в 43 км к северо-востоку от Вологды. Железнодорожная станция Сухона в 21 км.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.